Живые стены превращают города в красивые тропики
Булат Окуджава


Живые стены превращают города в красивые тропики

Наблюдая в тропических лесах дивную растительность, взбирающуюся зелёным ковром по стволам деревьев или по каменистым скалам, биолог решил, что очень похожую систему можно создать искусственно. Эта идея привела к одному из самых симпатичных изобретений в области дизайна и архитектуры: в буквальном смысле слова — висячим садам.

Ботаник и дизайнер Патрик Бланк (Patrick Blanc), основное место работы которого — национальный французский исследовательский центр (CNRS), а основная деятельность — изучение растений тропического подлеска, пожалуй, больше известен в мире как изобретатель растительных стен — системы «Вертикальные сады» (Vertical Garden System).

Эти стены — не просто плющ, увивающий фасад, как это было на протяжении столетий. Это, фактически, сады, поставленные вертикально. Здесь предусмотрена целая система крепления растений, разнообразие которых почти ничем не ограничено (хотя, конечно, деревья таким образом не посадишь).

Заметим, в том или ином виде висячие сады давно уже встречаются во многих городах мира. Только вот обычно они представляют собой всё же традиционные горизонтальные лотки, наполненные землёй (или даже просто — ряды горшков), установленные на вертикальной раме друг над другом.

В Vertical Garden никаких лотков нет, и вся толщина установки, не считая сами живые побеги, не превышает нескольких сантиметров. А её вес, кстати, достаточно мал, чтобы не беспокоиться о прочности стены самого строения. Квадратный метр Vertical Garden, включая уже взрослые растения, тянет менее чем на 30 килограммов.

В основе этих садов лежит (или лучше сказать — стоит?) металлическая рама, закрепляемая на стене. К ней прикручивается каркас из пластика, в свою очередь, удерживающий тонкие высокопористые полиамидные пластины, формирующие нечто вроде войлока. В этом-то материале и пускают свои корни растения.

Тут нужно сказать, что растения в Vertical Garden имплантируют в виде семян. Так что зелёную стену нужно не только смонтировать на здании, но потом ещё и кропотливо вырастить. Зато, вкрапляя до 30 разных растений в каждый квадратный метр композиции, можно создавать удивительно рельефные вертикальные ландшафты, навевающие мысли о настоящих тропиках и джунглях, которыми, к слову, часто именуют города, только в иносказательном смысле.

Сеть трубок, спрятанных позади пластика, подаёт питательный раствор, содержащий минеральные элементы, необходимые для роста растений. Полимерный войлок пропитывается этой смесью за счёт капиллярного эффекта. При этом стена здания, укрытая за таким украшением, не становится влажной — вода к ней не проходит и повреждений никаких не наносит.

Итак, никакой почвы растениям не нужно — уверен учёный. Главное — обеспечить их нужными веществами. Читатели «Мембраны» вспомнят, что описанный принцип очень похож на устройство шведской растительной стены для офисов, только выполненный в куда большем масштабе.

Впрочем, именно Патрик в этом деле, кажется, был первым. Свою первую живую стену он построил в 1988-м, и с тех пор его творения украсили несколько десятков стен зданий. Это отели, административные строения, магазины, штаб-квартиры компаний... Причём вертикальные сады нашли применение как снаружи сооружений, так изнутри.

Да, как элемент внутреннего убранства музеев, выставочных залов, деловых центров, офисов и магазинов зелёные стены Патрика Бланка оказались востребованным товаром. Их даже можно найти в нескольких частных домах.

Ну а знание ботаники помогает создателю этих вертикальных садов подбирать наиболее красивые композиции из растений, уживающихся друг с другом. Как тут не сказать ещё раз, что сама идея вертикального сада возникла у учёного после исследований тропических лесов.

Кстати, Бланк пишет, что, к примеру, в Малайзии существует 8 тысяч видов растений, из которых 2,5 тысячи растут без всякой почвы — на самых разнообразных поверхностях. Так какие проблемы сделать из них живую стену?

Самая свежая стена месье Бланка украшает новый парижский музей Куай Бренли (Musée du quai Branly), выставляющий предметы искусства народов Америки, Азии, Океании и Африки. Он открылся лишь в июне прошлого года.

А на 2007 год намечена реализация ещё нескольких проектов Бланка в Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и Франции.