Завтрашнее мясо задаёт вопросы из будущего
Булат Окуджава


Завтрашнее мясо задаёт вопросы из будущего

«Через 50 лет мы откажемся от бессмысленного выращивания целой курицы для того, чтобы съесть грудку или крылышко, и начнём выращивать эти части по отдельности в подходящих условиях», — предсказал Черчилль 74 года назад. Ошибся «малость» в сроках, конечно. Но скажи он это сегодня, то, наверное, был бы абсолютно прав.

Приведённое выше высказывание британского премьера взял на вооружение молодой соотечественник Черчилля, зовут которого Джеймс Кинг (James King). Он только что прошёл курс дизайна в Королевском колледже искусств (RCA) и представил на ежегодном летнем шоу в своём учебном заведении (RCA Show 2006) по-своему любопытный проект.

Во всяком случае, довольно интересны и неожиданны те вопросы, которые ставит перед собой и всеми нами автор проекта «Одевание завтрашнего мяса» (Dressing the Meat of Tomorrow).

«Теперь можно вырастить съедобное мясо из маленького образца ткани животных», — утверждает Кинг, в доказательство своих слов ссылаясь отчего-то на эту не новую, странную и провокационную работу коллектива Tissue Culture & Art Project.

Лучше бы Джеймс взял, да и напомнил об опытах по получению мяса из пробирки в университете Мэриленда (University of Maryland), о действительно что-то обещающей работе.

Но это, в сущности, детали. Главное, что учёные уверенно занимаются в лабораториях культивированием мяса, а Кинг лишь пытается представить себе наш мир, когда исследователи всё-таки добьются успеха, когда традиционное разведение домашнего скота исчезнет за ненадобностью (тут уместно спросить, как изменится наше отношение к скоту, но есть и другие важные вопросы).

Вопросы как раз касаются одевания или украшения завтрашнего мяса. Какую мы захотим придать форму этому новому виду пищи? Мы будем покупать это в виде шариков, цилиндров, кубиков или листов? Чем это мясо вообще будет отличаться? Какого размера оно будет?

Что касается форм культивируемого мяса, то Кинг полагает, что будут придуманы более подходящие и удобные для приготовления виды. Вряд ли кто-нибудь станет изготавливать копии целых туш животных, которые необходимо рубить на части, верно?

Далее Джеймс выдвигает теорию, согласно которой процесс от производства до потребления «пробирочного» мяса будет в большей степени привязан к размеру и формам того или иного настоящего животного. То есть, искусственное мясо будет во многом напоминать потребителю «первоисточник». Иначе как можно понять, что ты ешь? Говядину, свинину или птицу?

Стало быть, коровы, свиньи и цыплята ещё пригодятся. Но жить они будут либо свободно в сельской местности, либо в специальных «Наблюдательных фермах» (Observation Farm), что почти одно и то же. К животным, между тем, будут наведываться специальные фургоны — мобильные станции для проведения магниторезонансной томографии (MRI).

Экипажи этих автомобилей будут выискивать самые красивые, упитанные и хорошо сложенные экземпляры животных, чтоб просканировать их с головы до ног и получить точные изображения внутренних органов.

«Самые интересные и эстетически приятные образцы анатомии будут использоваться как шаблоны для создания пробирочного мяса, мы ведь не захотим есть те же самые надоевшие части, которые едим сегодня», — отмечает Кинг.

Поскольку «пробирочное» мясо, по решению организаторов летнего шоу в Королевском колледже, стало темой «Проектов для дебатов» (Design for Debate), соратники Джеймса тоже развили тему «мяса будущего», но посмотрели на него с других сторон.

Например, Микеле Гаулер (Michele Gauler) с проектом «Мясо плюс» (Meat+) подумал, что в связи с выращиванием мяса в биолабораториях нынешние инструменты и процедуры для того, чтобы превращать мёртвых животных в съедобное мясо, вроде топора мясника, будут не нужны.

Они ведь связаны со свойствами животного: его размером, формой, весом и так далее. Но: «Эти инструменты и методы определяют отношения, которые мы имеем с животным и его мясом», — указывает Гаулер. «Эти отношения изменятся? Они станут более утончёнными? Более искусственными? Будет ли гордиться своей профессией производитель мяса в пробирке?» — спрашивает он.

В свою очередь, Джонатан Бишоп (Jonathan Bishop), полагая, что в будущем есть мясо настоящих животных будет запрещено законом, а у человечества останется чувство вины за своё «мясное прошлое», придумал ряд ритуалов под названием «Еда» (Eating).

Ритуалы эти «посвящены памяти всех животных, жизни которых были потеряны перед введением новой технологии». Вплоть до установки импровизированных памятников и проведения «фестиваля зерна» для птиц — «чтобы помнили».

Остаётся добавить, что цель «Проектов для дебатов» — представить проблемы, изложить вопросы, а не пытаться искать ответы. Получилось, в целом, занятно. Черчиллю такое и не снилось. Наверное.