Делаем сайт с умом
Булат Окуджава


Делаем сайт с умом

Сегодня поисковая оптимизация является одним из самых главных способов привлечения целевой аудитории на сайт. Причем при правильном использовании он действительно оказывается более эффективен, нежели другие варианты интернет-маркетинга. Именно поэтому сегодня при создании любого более-менее крупного сайта необходимо сразу же оптимизировать его структуру под те или иные запросы. Это нужно делать даже в том случае, когда владелец проекта не предполагает его продвижение. Во-первых, в будущем он может передумать.

А созданный с продуманной структурой сайт можно гораздо легче и, что немаловажно, дешевле оптимизировать под профильные поисковые запросы. Ну а во-вторых, даже без каких-либо дополнительных мер (за исключением регистрации в поисковых системах, каталогах и рейтингах) сайт может выйти на первые места в результатах поиска, что обязательно привлечет заинтересованных посетителей. А это — прямая выгодна для владельца проекта. Поисковая оптимизация сегодня — процесс довольно сложный, можно даже сказать, творческий

Поисковая оптимизация сегодня — процесс довольно сложный, можно даже сказать, творческий. Он требует хороших знаний принципов работы основных поисковых систем, а также понимания психологии поведения интернетчиков. С другой стороны, для проведения процесса оптимизации человеку нужны усидчивость, много времени и большое терпение: необходимо рассмотреть множество запросов, выбирая из них наиболее подходящие для продвижения данного сайта. Естественно, подобными вещами должны заниматься специалисты. Сегодня подавляющее большинство агентств, занимающихся созданием веб-проектов, обязательно имеют в своем штате таких людей. И менеджеры этих компаний настоятельно рекомендуют воспользоваться услугой оптимизации структуры веб-проекта. Естественно, это стоит денег. Так, например, в агентствах веб-дизайна «средней руки» данная услуга оценивается в 400-500 долларов. Конечно, для простых домашних или статичных страничек небольших компаний это очень дорого. Но для серьезных коммерческих проектов такая сумма окупается за счет увеличения эффективности их работы.

Впрочем, даже заказывая какую-либо услугу у специалистов и платя за нее деньги, любому человеку желательно хоть немного разбираться в этой области. В противном случае некоторые «профессионалы» относятся к своей работе спустя рукава, а то и вообще нагло обманывают клиентов. Причем это относится не только к интернет-услугам, но и к обычным, офлайновым. Так вот, чтобы избежать неприятных ситуаций, потрепанных нервов и выброшенных на ветер денег, давайте мы с вами, уважаемые читатели, разберем, как осуществляется оптимизация структуры создаваемого веб-проекта и какие подводные камни могут ожидать заказчика. Первый шаг — составление семантического ядра сайта

Первый шаг — составление семантического ядра сайта. Под этим понятием скрывается список всех слов и словосочетаний, относящихся к тематике веб-проекта. Составляется семантическое ядро следующим образом. Изначально определяется ряд основных, главных слов в данной тематической области. Затем с помощью специальных сервисов поисковых систем (или с помощью программ, которые облегчают работу с этими сервисами) подбираются словосочетания с этими терминами. Далее определяются синонимы этих слов или родственные им понятия, и процесс повторяется. Настоящие профессионалы обычно используют статистику работы поисковых систем, в которой указываются словосочетания, ищущиеся вместе с главными. Также источником пополнения семантического ядра могут стать сайты-конкуренты. Проанализировав их мета-теги, можно обнаружить немало интересных терминов. В результате всей этой работы у специалиста появляется список слов и словосочетаний, относящихся к тематике создаваемого проекта. Он будет использоваться практически везде, а поэтому должен быть максимально полон. Обычно объем семантического ядра составляет несколько тысяч пунктов. Заказчик обязательно должен проверить составленное специалистом семантическое ядро

И здесь скрывается первый подводный камень. Заказчик должен внимательно просмотреть предлагаемое семантическое ядро и исключить из него непрофильные слова и словосочетания. Так, например, если речь идет о сайте компании, оказывающей определенную услугу, то из списка необходимо удалить все термины, относящиеся к обучению, семинарам, рефератам и т. п., и обязательно добавить в него словосочетания со словами «продажа», «прайс», «цена» и т. д. В этом случае проект будет оценен поисковыми системами именно как относящийся к сфере бизнеса. В противном же случае он может быть записан как сайт, относящийся к образованию, что приведет к снижению эффективности его раскрутки в будущем. Второй шаг — внимательное изучение сайтов, которые будут соперничать с создаваемым проектом за целевую аудиторию

Следующий шаг заключается в изучении сайтов-конкурентов. Заметьте, здесь речь идет не о сайтах конкурентов, а именно о веб-проектах, которые будут соперничать с разрабатываемым за целевую аудиторию. В принципе их список определяется уже в процессе составления семантического ядра. Так что специалисту остается только внимательно изучить их. При этом он должен решить две задачи. Первая — окончательное определение основных запросов, под которые будут затачиваться страницы разрабатываемого проекта. Дело в том, что здесь надо выбирать не просто самые популярные слова и словосочетания, а те, по которым реально выйти в «топ» поисковых систем. Вторая задача, которую поможет решить анализ конкурентов, — это выбор способов раскрутки проекта в будущем. Исследовав эти сайты, специалист может определить, какие приемы использовались для их вывода на первые места результатов поиска, в каких каталогах и рейтингах они зарегистрированы и т. д., а также понять, как можно их обогнать. Последний щаг — непосредственная разработка структуры сайта

Дальше можно переходить непосредственно к разработке структуры. Здесь в принципе ничего сложного уже нет. Если подготовительные этапы были выполнены качественно, то структура вырисовывается буквально сама собой. Единственный момент, который часто смущает владельцев сайтов, — это слишком большое, как им кажется, число страниц, которые предлагает сделать специалист. На самом деле этого не нужно бояться. Ведь заточить одну страницу под два поисковых запроса и достичь при этом хороших результатов очень сложно (если, конечно, речь не идет о редких запросах или запросах, отличающихся друг от друга числами или падежами слов). Именно поэтому в последнее время часто применяется следующий прием.

Допустим, мы создаем сайт компании, оказывающей полиграфические услуги. В этом случае по каждому изготавливаемому типографией товару (буклет, брошюра, календарь и т. д.) создается своя страничка. Она создается в расчете на клиента со всей необходимой для последнего информацией. Кроме того, на ней размещаются ссылки еще на несколько небольших страничек, заточенных под те или иные популярные запросы. Естественно, они тоже содержат текст. Причем не бессмысленный набор поисковых фраз, а нормальный контент. Пусть даже это будет просто пара абзацев, очень кратко описывающих технологию процесса или типы самих товаров (например, буклеты могут быть рекламными, корпоративными, предвыборными и т. д.). Отдельные странички позволяют создавать свои наборы мета-тегов, что вместе с контентом на ней и ссылками с главного раздела товара могут дать хорошие результаты. В результате работы заказчик должен получить подробную структуру сайта и полностью готовые наборы мета-тегов для каждой страницы

В результате проведения этого этапа заказчик должен получить следующие материалы: подробно расписанную структуру веб-проекта, а также полные наборы мета-тегов для каждой страницы. В дальнейшем эти данные используются при верстке сайта. Известны случаи, когда оптимизация структуры сайта при создании, а также его регистрация в поисковых системах, каталогах и рейтингах выводили проект на первые места в результатах поиска по некоторым запросам. Естественно, для выхода в «топ» по популярным и часто использующимся фразам этого недостаточно: необходимы постоянная поддержка и оптимизация. Однако даже относительно редко использующиеся, но целевые запросы способны привести на сайт активных клиентов.

Ну а напоследок давайте еще раз вспомним, что оптимизированная структура сайта и удачный набор мета-тегов — это еще не все. Очень многое зависит от контента, содержащегося на страницах проекта. Здесь необходима сбалансированность между поисковыми запросами и читабельностью текста. Вставляя без меры ключевые слова, владелец проекта сделает его неудобочитаемым, что может отпугнуть потенциальных клиентов. Кроме того, появляется вероятность «бана» ресурса поисковыми системами за поисковый спам.