Crusaders
История этого техасского коллектива из города Хьюстон началась в 1954 году, когда школьные друзья Джо Сэмпл (пианино), Уилтон Фелдер (тенор-саксофон) и Несберт «Стикс» Хупер (ударные) объединились под названием «Swingsters».
Парни сначала увлекались блюзом и кантри, но затем перешли к джазу. Через некоторое время к ним присоединились еще три человека: Уэйн Хендерсон (тромбон), Хьюберт Лоус (флейта) и Генри Уилсон (бас). На данном этапе сменилось название ансамбля — на «Modern jazz sextet». Под этим именем группа существовала несколько лет, пока ее участники учились в Техасском Южном Университете.
В конце 50-х Сэмпл, Фелдер, Хупер и Хендерсон перебрались в Лос-Анджелес, где и продолжили свою музыкальную деятельность. В 1960 году коллектив заключил контракт с «Pacific Jazz Records» и обрел новое имя — «Jazz crusaders». С тромбоном и саксофоном на переднем плане «крузадеры» добились уникального саунда и выпустили ряд превосходных в своем жанре альбомов.
В течение десяти лет ансамбль был весьма популярен в США, но к концу 60-х интерес публики к их джазу резко угас. С одной стороны их теснили воспитанники «Motown» и участники «британского вторжения», а с другой наступали джазовые авангардисты. Чтобы хоть как-то остаться на плаву, музыканты начали включать в свой репертуар чужие популярные номера типа битловских «Eleanor Rigby» и «Get back». К началу 70-х коллектив вошел в контакт с продюсером Стюартом Левайном, который серьезно перекроил политику ансамбля.
Во-первых, слово «Jazz» было выброшено из названия, которое сократилось до просто «Crusaders». Во-вторых, музыка группы теперь представляла собой сплав ритм-энд-блюза, фанка, джаза, соула и поп-рока. Такой подход позволил коллективу сохранить аудиторию и выпустить ряд интересных пластинок, одну из которых помог записать известный гитарист Ларри Карлтон.
В 1975 году команду покинул Уэйн Хендерсон, после чего звучание «Crusaders» значительно изменилось. Однако группа продолжала свою деятельность и в 1979-м добилась коммерческого успеха, прорвавшись в чарты «Billboard» на 36-ю позицию с композицией «Street life». Удача сопутствовала «Crusaders» до 1983 года, пока не ушел Стикс Хупер. С этого момента популярность группы резко пошла на спад и в итоге дело кончилось распадом. Произошло это в начале 90-х, когда музыканты, и ранее работавшие на стороне, окончательно разбрелись по разным проектам.
Однако во второй половине 90-х и в начале следующего тысячелетия состоялось несколько реюнионов. Одна из последних реинкарнаций группы произошла в 2003 году, когда Сэмпл, Фелдер и Хупер под руководством Стюарта Левайна записали диск «Rural renewal». В качестве гостя на альбоме значился ни кто иной как Эрик Клэптон.